Print
PDF

Опытно-эксперементальная работа

Опытно - экспериментальная работа в рамках проекта «Духовно-нравственное развитие школьников» на основе Федеральных государственных образовательных стандартов

Цель: поиск новых методов для содействия духовно-нравственному развитию учащихся посредством активизации их познавательных интересов

Задачи:

1. Изучение познавательных интересов учащихся с помощью аналитических методов

2. Формирование «базы» внеклассных занятий, хобби, увлечений учащихся для последующего «адресного» вовлечение детей в мероприятия внеклассной и внешкольной работы, способствующих духовно-нравственному развитию

3. Разработать программу экскурсий, направленных на активизацию познавательных интересов учащихся к предметам школьной программы, а также учитывающую значимые события научной и культурной жизни Санкт-Петербурга и России.

Указанные задачи были реализованы следующим образом:

1. Аналитической группой под руководством методиста О.А. Филоненко разрабатывались проекты программ духовно-нравственного развития учащихся 534 школы», и в ее контексте был предусмотрен раздел «ВДНШ – Выставка достижений нашей школы», который был моей частью совместного проекта.

2. Для реализации проекта «ВДНШ» проведены первичные исследования (анкетирование, опросы и др.), объектом которых были интересы школьников. Целью последующего анализа полученного материала стало выявление проблем (недостаточный интерес к внеклассной и внешкольной жизни, невозможность ребенку самому найти сверстников, разделяющих его увлечения и др.) и путей их решения при помощи классных руководителей, учителей-предметников, родителей. Также составленная информационная «база» предоставила возможность применять индивидуальный подход при планировании внеклассной работы, учитывать увлечения ребят при проведении классных часов, составлении планов работы с классом, программ конференции и концертов, а также при отборе членов спортивных команд. Все указанные меры позволили задействовать в школьной работе большее количество заинтересованных ребят, что оказало влияние на ее результативность.

3. Для активизации интересов учащихся к предметам школьной программы, в том числе по истории и истории Санкт-Петербурга, была составлена программа экскурсий по классам "Петербург глазами юных", направленная также на расширение кругозора школьников, знакомство юных петербуржцев с культурным наследием города. Экскурсии с последующей проверкой полученных знаний и рефлексией ( анкетирования, направленного на оценку результативности) были проведены на уроках истории и истории города (например, экскурсии «Ленинград 1920-х годов»(с посещением музея-квартиры С.М. Кирова), «Петровский век» (с посещением Меньшиковского дворца и др.). Поскольку следующим этапом работы над экскурсионной программой будет установление межпредметных связей, предварительные исследования были сделаны при проведении экскурсий «Милый сердцу уголок. Усадьба Приютино» (история и литература) и «По Петроградской стороне. Ботанический сад» (история и биология).

 

В целях духовно-нравственного развития, кроме знакомства ребят с общепризнанными шедеврами - петербургскими дворцами, музеями, усадьбами, была проведена работа по сохранению культурного наследия путем участия в нескольких акциях и знакомства учащихся средней школы с хранением культурных ценностей и процессом музеефикации при посещении Фондохранилища Эрмитажа. 2011 год был объявлен в 534 школе Годом науки, и в программу мероприятий были включены тематические экскурсии «Деятели науки в Петербурге» с посещением для разных классов музея Военно-морского флота, Ботанического сада РАН, музея-квартиры А.С. Попова, музея занимательной науки «Лабиринтум» и других. 50-летию полета в космос Ю.А. Гагарина были посвящены экскурсии в Музей космонавтики и ракетной техники, а также участие в программе «Покорители космоса» в культурно-развлекательном центре «Транс-форс»

В дальнейшем авторская программа экскурсий, которая представляет собой последовательное, соответствующее возрасту детей и школьной программе, знакомство с историческим, природным, культурным и научным наследием Петербурга и области, будет дополнена комплексом заданий по каждой экскурсии .

4. В качестве примера для установления межпредметных связей в рамках школьной программы, а также для активизации познавательного интереса ребят к истории и информатике, совместно с преподавателем информатики Б.А. Ладыгиным был реализован проект «Информационные ресурсы по истории». Цель данного проекта заключалась в создании базы презентаций по классам ко всему курсу истории с 5 по11 класс. Проект, длившийся с января по май, включал в себя несколько этапов:

  • между учащимися 9-х классов были распределены темы презентаций, согласно их интересам и увлечениям (так, например, Акулов Олег 9ш, занимающийся в клубе КТФ «Ратник» выбрал тему «Рыцарство»).
  • были даны методические рекомендации по созданию презентаций (раскрытие темы, соответствие возрасту, наличие внутренней логики, соответствующей изложению материала на уроке и т.д.)
  • создание покадрового описания презентации
  • непосредственная работа над презентацией велась на протяжении 2 и 3 четвертей на уроках информатики, а в 4-й четверти продолжается доработка презентаций , а также создание ребятами трехминутного рекламного ролика своей презентации для быстрого поиска и удобства пользования . Лучшие презентации будут представлены на школьной конференции в апреле 2011 г. В дальнейшем предполагается составление заданий для каждой из 78 презентаций и создание учебно-методического комплекса.

5. В рамках реализации проекта «ВДНШ» для представления личных достижений детей и их увлечений, учащимися 9 «б» (автор-разработчик Клименко Валера) был создан сайт, посвященный внеклассной и внешкольной работе «534. После звонка» (http://www.534school.zzl.org), авторами материалов которого являются сами ученики. Они публикуют статьи о своих увлечениях, кружках, событиях из жизни школы, путешествиях и т.п. Работа над сайтом началась только в конце учебного года, поэтому материалы еще немногочисленны, но ребята уже получили первый опыт журналистской и редакторской работы. В наших планах – привлечение к работе над сайтом как можно большего количества ребят разных возрастных групп, создание новых отзывов – репортажей, освещающих жизнь 534 школы «после звонка», которую мы стараемся сделать еще более интересной, разнообразной и полезной для наших учеников. Развитие творческого потенциала, познавательных интересов, способностей каждого ученика – это основные задачи, которые способствуют духовно-нравственному развитию и становлению личности ребенка, осознанию себя нужным членом большого сообщества - не только Учеником 534 школы, но также Жителем Петербурга и Гражданином России.